Шифры нашего тела. Печень. Познавательный фильм

Шифры нашего тела. Печень. Познавательный фильм //**

Франция — утиная ферма.

Эти утки живут для того, чтобы есть. Каждая поглощает 2 килограмма корма в день.

Правда, жируют утки не по своей воле.

-Мы начинаем кормить уток насильно, когда им 13 недель. Кормим 15 дней, и после этого печень готова для фуа-гра. Фуа-гра — дорогой деликатес. В переводе с французского — жирная печень. Из-за избыточного питания утиная печёнка буквально заплывает жиром и весит почти 500 граммов вместо положенных 100.

У бедных птиц выбора нет, а вот люди делают из своей печени фуа-гра совершенно добровольно.

-Прихожу домой достаточно поздно. В 12 начинаешь готовить, в час начинаешь только есть, заканчиваешь. Соответственно, где-то в пол-второго, там, пора спасть.

Еда на ночь, перекусы в фаст-фуде, алкоголь, энергетики и таблетки горстями, нет времени и некогда болеть — два заклинания современной жизни.

-Спрашиваю врача, «Ну, что…», говорит, «Лет пять ты ещё проживёшь, а потом — всё!» Мне стало очень страшно.

Мы уверены — печень не подведёт! Ведь она может восстанавливаться, а ещё её можно почистить. Кругом объявления: «Выведу из печени всё лишнее. Станешь как новый.»

-Она всё это собирала  в дуршлаг, всё это промывала и каждому выдавала, собственно, вот этот вот дуршлаг с камнями.

Не одну сотню лет люди живут в плену множества мифов о печени. И такая вера зачастую оборачивается большой бедой.

-Главный миф — это утверждение, что печень восстанавливается бесконечно. Всё началось с древних греков, которые придумали миф о Прометее. Прометей подарил людям огонь, и за это боги приковали его к скале и обрекли на вечные мучения. Каждый день к Прометею прилетал орёл и клевал его печень. Но за ночь печень вырастала вновь и всё повторялось сначала.

Печень действительно может растворяться, даже если разрушено 70% тканей. Регенерирует она за счёт увеличения числа клеток — гепатоцитов.  Как только достигается нужный объём, деление клеток завершается. Это удивительное свойство печени делает её заложником многих вредных привычек.

-Вообще, у нас в России, к сожалению, есть такой сакраментальный вопрос: «Ты меня уважаешь?» Если не выпьешь, значит не уважаешь.

Солист группы «Технология» Роман Рябцев во время концертов и гастролей редко отказывался от рюмки. В лихие девяностые заботиться о здоровье было опасно.

-И вот мы приходим в такой ресторан и туда же припераются какие-то местные очень распальцованные братки.

-«О, Технология! Чё, круто, там , давай, пацаны! Давайте выпьем!»

-«Не, не, не…!»

-«Ты чё!? Я не понял?»

И тут ты понимаешь, что если ты с ними не выпьешь, то ты, в общем… в этой же гостинице тебя и похоронят.

До поры до времени музыкант верил — печень справляется с возлияниями без последствий.

Печень обезвреживает 95% всего алкоголя, попадающего в организм. Это происходит при помощи двух специальных ферментов: алкогольдегидрогеназы и ацетальдегидрогеназы.

Сначала в бой вступает первый, он превращает этанол в ацетальдегид — яд в 30 раз токсичнее самого этанола. Затем при помощи второго фермента ацетальдегид превращается в уксусную кислоту, которая расщепляется на воду и углекислый газ.

-Когда имеющиеся ферменты не в состоянии это переработать и яд накапливается — похмелье это есть ни что иное, как состояние отравление ацетильдегидом.

Активность антиалкогольных ферментов передаётся по наследству. Те, кому достались быстрые, легче справляются с алкоголем и степень опьянения у них существенно меньше. Обладатели медленных ферментов хмелеют быстрее и на утро мучаются дольше. Существуют целые народы в генах которых отсутствуют антиалкогольные ферменты.

В азиатских популяциях до четверти людей имеют вот такую особую ацетилдегидрогеназу с нулевой активностью, и любое количество алкоголя сопровождается тем, что альдегид, вырабатывающийся даже в минимальных количествах, он ничем не утилизируется и фактически не перерабатывается, и даже от малых доз алкоголя возникает состояние похмелья.

Если генетика не подвела, сбой в работе ферментов происходит всего в двух случаях: в первом — если человек ни разу не пробовал спиртное (ферменты ещё не включились в работу, иными словами «не активировались), поэтому сильное алкогольное отравление часто случается у подростков; второй случай — хроническая алкогольная зависимость.

Чем больше человек пьёт, тем быстрее расходуются его ферменты.

Природа и эволюция заложили в наш организм возможность переработки небольшого количества алкоголя. Далёким предкам, которые злоупотребляли, разве что, перебродившими ягодами, этого хватало. Сейчас мы пьём в разы больше, а возможности печени такие же, как у первых гомо сапиенсов.

-20 мл водки в сутки для женщин и 40 мл в сутки для мужчин считается суточной безопасной дозой. В западной литературе написано: «от семи до двенадцати дринков в неделю». Один дринк составляет 12 мл.

Завязать с алкоглем Рябцеву помог случай: музыкант вместе с другом сдал на анализ фермент печени ГГТ — он отвечает за обмен аминокислот. Если клетки гибнут, ГГТ попадает в кровь. В здоровой печени клетки постоянно обновляются, поэтому в крови присутствует минимальное количество фермента. Если же клетки гибнут безвозвратно, уровень ГГТ значительно повышается — это сигнал болезни.

-К счастью, меня словили на той стадии, когда таблеточками всё можно было вылечить, а ещё бы лет пять и она бы начала совсем необратимо разрушаться.

Здоровая печень похожа на плотную однотонную пористую губку. она легко справляется с алкоголем, если его количество не превышает допустимой нормы. Когда алкоголя поступает слишком много, клетки разрушаются, и печень, чтобы защитить себя, латает дыры соединительной тканью, точнее говоря жиром.

-И сам алкоголь и продукты его метаболизма приводят к повреждению тканей печени, к повреждению гепатоцитов, в результате чего развивается ожирение печени.

Если ожирение прогрессирует, в печени нарушается кровоснабжение и не выводится желчь, регенерация, на которую мы все так рассчитываем, совершенно бесполезна. Все новые клетки оказываются лишь клонами жировых. Такое состояние печени называется циррозом.

-Цирроз это восстановленная ткань печени, отрегенерированная ткань печени, но с этой печенью жизнь очень ограничена, фактически невозможна.

Регенерация не гарантирует здоровье. Если печень больная, то и её новые клетки будут такими же.

-Кстати, у уток, которых выращивают для фуа-гра, печень вовсе не циррозная. У них всего лишь первая стадия ожирения. До цирроза бедные птички просто не дотягивают, а вот некоторые люди доживают. Но что это за жизнь?

-Любой пациент с диагнозом цирроза печени это кандидат на лист ожидания в трансплантацию печени.

В отделение интенсивной терапии 53-й городской больницы поступают пациенты с тяжёлыми состояниями печени. Им, в отличие от Романа Рябцева, не удалось вскочить в последний вагон. Остановить цирроз на раннем этапе. И хотя вылечить его невозможно, это вовсе не значит, что пациенты обречены.

-Мы научились лечить эти состояния, вот, и стараемся спасти большинство больных. Но самое главное, опять же, в дальнейшем это полный отказ от алкоголя.

Четыре года назад Роман Рябцев полностью бросил пить. Как жил раньше — теперь не понимает…

-Иду с собакой гулять в парк мимо ларька, где я брал пару бутылочек пива на время прогулки, я иду и смотрю на это, как какой-то туземец с островов Полинезии смотрит на сервер компьютерный. Я просто смотрю и не понимаю, что это. У меня взяло и отрезало.

Принято и даже приятно считать, что разрушение печени происходит только от регулярного употребления крепких спиртных напитков. Ну что ж, доля правды есть в этих словах. От крепкого алкоголя печень действительно разрушается быстрее.

У тех же, кто любит напитки полегче, печень работает дольше, но финал всегда один.

-Я, к слову сказать, водку никогда и не пил, предпочитал, там, либо вино, либо пиво, либо какие-то лёгкие коктейли, то есть что-то такое щадящее.

Не имеет значения, что человек пьёт: пиво, вино, коньяк или водку. Везде присутствует этиловый спирт, а значит механизм переработки одинаков. То есть ферменты, так же как и при употреблении крепкого алкоголя, рано или поздно закончатся.

-Мы очень часто видим даже у молодых и очень неплохо выглядящих мужчин изменения печени, которые очень характерны для хронического употребления алкоголя. Он может говорить: «Я не пью.» «Ну, сколько раз Вы в неделю?» «Ну, как, вечером приду — бутылочку пива.» Этого достаточно.

Евгения Негура — единственная из всей семьи подошла на роль донора печени для двухлетнего Ромы. Только благодаря ей у племянника появился шанс выжить.

-Брат позвонил и сказал, что ребёнок больной и нужна будет пересадка. Сначала они проверились, но они не подошли, как родители.

-У неё тоже свой ребёнок есть, тоже ей тяжело оставлять свою семью, как бы, неизвестно какие последствия будут с ней  в дальнейшем. Ну, она решилась помочь нам, большое ей за это спасибо.

Рома родился с редким генетическим заболеванием — синдромом Алажилля. Протоки его печени настолько малы, что желчь не выводится в кишечник. Малышей с таким пороком видно сразу, у них не проходит, а только усиливается желтушка новорождённых.

В первые дни жизни в печени малыша ещё не работает система ферментов, которые выводят билирубин — основной пигмент желчи. Он накапливается в крови и окрашивает кожу в ярко-апельсиновый цвет.

-У здорового новорождённого ребёнка желтушка проявляется вначале на третьи, на четвёртые сутки жизни, и затем она, соответственно, угасает. И через две-три недели она проходит.


Рому Негура выписали из роддома с обычной желтушкой, но приспособиться к самостоятельной жизни его печень так и не смогла.

-Мы не набирали абсолютно вес в течение месяца после выписки из роддома, нас положили в больницу, там у нас началось кровотечение, он поцарапался и никак не останавливалось. И, в общем, по цепочке, по цепочке мы попали в реанимацию.

Стало понятно — ребёнка спасёт только пересадка печени. По российским законам донором печени может быть только взрослый родственник.

-Я сразу согласилась, естественно. Сначала, конечно, испугалась за ребёнка, потому что это очень большая проблема. Мне и в данный момент не страшно. Мне самое главное сейчас, чтобы были хорошими анализы и чтоб прошла операция успешно.

На первом этапе операции у донора забирается небольшой фрагмент правой доли печени. Для пересадки детям хватает четвёртой части взрослого органа — для здоровой печени такая потеря незначительна.

-Оставшиеся клетки печени увеличиваются в размерах и они начинают очень быстро делиться. Недели три, чтобы вот эта вот резицированная печень восстановилась.

Печень — щедрый орган, она всегда готова делиться.

Когда сёстры Эвелина и Виолетта появились на свет, на двоих у них была одна общая печень.

-Я сорок лет работаю, всего второй случай был. Они были сращены перегибочной стенкой, частично грудной клеткой. О том, что дочки — сиамские близнецы, Елена узнала ещё на 15-й неделе беременности.

-Паника была ужасная. Меня отправили в диагностический центр. Консилиум из врачей собрали, в общем. Посмотрели на УЗИ — у них органы все свои, вот единственное что — печень.

В операции участвовало десять специалистов. Вначале девочкам разделили грудные клетки, потом приступили к печени. Хирурги опасались, что у сестёр окажется общим печёночный кровоток и после разделения сможет функционировать только одна печень.

-Кровоток был автономный и у первой девочки и у второй, поэтому нам удалось это сделать. Поэтому начёт печени проблем у них никогда не будет.

Сейчас сестрёнкам полтора года. О том, что они родились сиамскими близнецами напоминают только фотографии и послеоперационные шрамы.

Через десять дней после операции тётю Ромы Евгению выписали домой. Её печень быстро восстанавливается. У врачей нет повода для беспокойства.

-Смотрите, Женька, она же красивая женщина, всё у неё есть, у неё даже шов косметический, больше ничего не надо.

Рома пока остаётся в больнице, реабилитация идёт успешно, но требует гораздо большего времени. А пока малыш и его мама впервые за долгое время спят спокойно.

Каждый день орёл прилетал к Прометею и клевал у него печень и каждое утро появлялась новая. Видимо, дело в том, что Прометей был титаном.

У простых смертных всё происходит по-другому, чтобы печень смогла успешно регенерировать, она должна быть в идеальной форме, без последствий вирусных инфекций, без воспалений, без ожирения. Ведь Прометей — богатырь и красавец. Именно таким и мечтает стать Дмитрий Сергеев.

-Как-то раз оказалось в маршрутке, что я кого-то задел рюкзаком, попросили меня пройти бочком, оказалось, что бочком ещё хуже.

Активно набирать вес Дмитрий начал пять лет назад. Заедал стресс после развода, а дальше так и повелось. Ем — когда и сколько захочу! Оправдание — ненормированный рабочий день и постоянные разъезды.

Жировая масса у данного пациента 53,7 кг чистой жировой массы. А нормальный диапазон для него это от семи до пятнадцати килограмм. Представляете, какой колоссальный избыток. Практически 40 килограмм чистого жира лишние.

Обратиться в клинику Института Питания Дмитрия убедили друзья. И, как оказалось, очень вовремя. Первое же ультразвуковое исследование показало: из-за огромного количества жировой массы в печени начались опасные изменения.

-Вот у меня, там, за последние несколько лет было несколько пациентов, которые вообще не употребляют алкоголь, каких-то сильнодействующих лекарственных препаратов, но ввиду большого количества жировой массы, к сожалению, в итоге это их привело к развитию цирроза печени.

-«Цирроз печени бывает только у алкоголиков! Меня он не коснётся!»- так думаем мы. Дмитрий тоже думал, что цирроз это не про него. Причём здесь любители поесть? А между тем, сегодня , например, 40 миллионов американцев страдают от неалкогольного ожирения печени, которое рано или поздно приводит к циррозу. В России пока такой статистики нет. но из обследованных 30 тысяч человек у каждого четвёртого подобный диагноз.

Когда у человека печень здорова, диетологи ему не нужны, она сама — идеальный диетолог. Мы не знаем, сколько белков, жиров и углеводов нам необходимо. А печень знает! Если мы переборщим с углеводами, печень переработает их в белки или жиры, а лишнюю глюкозу отложит прозапас на случай непредвиденного голода.

-Это санки, которые делались специально для нашего похода на полюс в 1994-м году.

Путешественник Владимир Чуков — первый человек в мире, кто четырежды в составе разных экспедиций дошёл до Северного Полюса… на лыжах, с огромным рюкзаком за спиной. Любой сбой на маршруте грозил жестоким голодом. Ведь, чтобы избежать перегруза, продуктов брали на строго ограниченное количество дней.

-Последний вечер, значит, мы уже по радио сообщили, что мы уже на полюсе, значит вроде как, завтра должны за нами прилететь… Погода нелётная — ни у нас, ни у них. Они к нам прилетели на шестой день. И вот мы пять дней питались этой талой водой.

Если организм голодает, печень залезает в свои запасы и экстренно направляет их в кровь. За счёт этого поддерживается стабильный уровень глюкозы, витаминов А, Д, В12, минералов и железа. Так можно прожить около месяца. Голодающие полярники чтобы экономить энергию, старались не двигаться. В природе так себя ведут животные, впадающие в спячку. Лягушка, например, морозные и голодные зимы выдерживает  только благодаря своей печени.

-Максимального объёма печень достигает в ноябре месяце перед тем, как животное ляжет в спячку. При этом печень увеличивается приблизительно в полтора раза и занимает, соответственно большую часть брюшной полости.

Просыпается лягушка уже весной. Похудевшая, но вполне здоровая и готовая к сезону икрометания. За счёт гликогена печени она может жить, говорят, два-три года, и потом истощатся запасы и животное погибнет. //**23-31

 

 

 

 

 

 

Related Videos

Вертолет Ми-26 Самый-самый
Саратов. Рыбалка. Постройка лодки
Афера с раком!Или как нас дурят и заставляют умирать! Тулио Симончини.
Обман про Грибы: документальный, исследование, криминал.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.